Может ли человек оправдать себя не только покорностью высшей силе, но и своим творческим подъемом. Творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа на творческий акт Бога.” Николай Бердяев

Более 300 театров насчитывается в столице, известных и не очень, модных и непризнанных, и, каждый - со своим лицом, по своему неповторимым. Но есть среди этого множества театральных образований воистину необычная труппа - не только в Москве и нашей стране, но и для всего театрального мира. Это “Театр Простодушных”, который называют социо-культурным феноменом современной России. Это некоммерческая группа, дающая спектакли, в регионах и за рубежами. Здесь нет актеров в привычном понимании, весь основной состав - это люди с синдромом Дауна. У этого уникального театра нет собственной площадки - “Простодушные” играют на разных столичных сценах по договоренности или прглашениям. (справки по тел. 8 916 293 95 36).

“Театр Простодушных”, созданный в 2000 году, стремится быть в авангарде театрального процесса, сотрудничает с театром. Doc, признан лауреатом международных и всероссийских конкурсов: “Протеатра”, европейского фестиваля “Орфей” (Версаль), фестиваля “Доверие” в Санкт-Петербурге (”Балтийский Дом”), фестиваля “Нить Ариадны”, награжден премией “Акция по поддержке российских театральных инициатив” совета президента РФ по культуре и искусству, специальным призом высшей театральной премии Москвы “Хрустальная Турандот”.

Актеры с проблемами здоровья и их близкие, увлеченно участвуют в общем деле, несмотря на финансовые трудности, отсутствие репетиционной базы и сцены для выступлений. Вместе с ними все радости и печали разделяют - Стас Губин, автор световой партитуры и звука, Слава Бухаров, разработчик этого сайта и куратор. Информационное обеспечение - Севиль Набиева, художник-оформитель Вера Бучкина и Саша Анохина, режиссер-документалист. В работе над первым спектаклем участвовала - Ксения Соколовская.

Другой театр противопоставляется тривиальному, обывательскому взгляду на мир, механически пошлому считыванию действительности. Индивидуальности этих исполнителей - колоритные, такие несовременные, даже вневременные, придают их игре исключительную художественную значимость. Сложившийся ансамбль образовался в универсалькую коллективную личность, где все выступают в амплуа - “инженю” (от франц. ingenue - “наивная”, “простушка”, а в мужском варианте - “простак”).

В этом эксперименте сплавляются воедино элементы наивного театра, символизма, и, собственно, индивидуального творчества. Эти состовляющие объединяются и сочетаются в полу-профессиональных формах, потому что в строго-профессиональной сфере не может быть реализован потенциал этих исполнителей. Специалисты относят “Простодушных” к направлению Арт Брют (от франц. art brut - искусство “сырое”, неограненное) - это творческий акт в наиболее чистом его проявлении, свободным от влияния установившихся традиций, как спонтанный выплеск из глубин сознания. Близкие по смыслу явления: интуитивное творчество, творчество аутсайдеров.

Обязательные признаки искусства - странствие и сретение, возможность заглянуть в чужой неведомый мир, который создается художником-проводником первозданных смыслов. В этом контексте, “странное” находится в состоянии брют в культуре, а настоящий художник - странный, маргинальный. Но Неупокоев не ищет альтернативного или оригинального на своем пути, ибо сама идея “простодушного театра” связывает эти понятия в единый узел, где иное, сугубое означает - самое живое и подлинное, а качество спектакля определяется по актуальности этого парадоксального, истинного в нем.

В анализе любой суб-культуры важно уяснить социо-культурные реалии, определяющие особенности данного культурного образования. В театре Неупокоева преобладает тема опричного творчества (от русского «опричь» - особый, кроме). Участие опричных в своих постановках Неупокоев определяет как род фолк-искусства, реконструкцию двусмысленного поведения блаженных всех времен. Здесь выражается национальный архе-тип Ивана-дурака, который на поверку оказался счастливее своих “правильных” братьев, мыслящих банально и потому ущербных, или Емели, оригинала, пролежавшего всю жизнь на печи, но не упустившего своей удачи.

В Москве “Арт Брют” также набирает обороты: успех “Простодушных”, как исключительного события на российской сцене, свидетельствует об этой тенденции. Выступления прессы о новом театре начинались с благоприятных откликов и доходили до восторженных. Так творческий союз из переменной величины стал постоянной, а опричная команда “Простодушных” превратилась в регулярно выступающую труппу в двух столицах и регионах: в Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге, Иванове, Уфе,  а также представляла наше любезное отечество - в Париже, Киеве.

В этой арт-новации совмещается несколько социо-культурных направленностей, каждая из которых само-достаточна. Неупокоев последовательно занимается апологией своих сотоварищей по сцене. Исследуя новые способы постановки при помощи собственного интеграционного метода, режиссер бросает вызов привычной для публики эстетике театра. В этом сплаве осмысленного понимания бытия и по-детски наивного само-восприятия - открывается цельная картина мира. И это не просто театр, а больше чем театр, тут художественными средствами осуществляется апостольство инако-одаренных, это “территория иных возможностей”!

Важнейшей целью реабилитации этих артистов является их интеграция в отечественную культуру. Все участники “Театра Простодушных”, которые еще вчера признавались изгоями общества, воспринимают свои выступления на сцене - как миссионерское задание и свое призвание. Но особенный театр, как продукт маргинального искусства, оставаясь в оппозиции к доминирующей культуре, при этом, стремится вписаться в нее, выйти из подполья. Исключительное значение в процессе адаптации этих исполнителей придается их выступлениям перед широкой публикой. Развитие этого уникального проекта послужит преодолению негативного отношения к людям с интеллектуальной недостаточностью, осознанию гражданским сообществом ответственности за своих “слабых” членов, и, в результате, становлению в России “общества без лишних людей”.

© «Театр Простодушных», 2004-2009
Интернет-поддержка - КРЕДО-ТЕЛЕКОМ