Автор: Алла Архангельская
Источник: газета “Сегодня”

ИДЕТ репетиция. Инсценировка “Повести о капитане Копейкине” Гоголя. Очень необычная репетиция. Потому что актеры - люди с синдромом Дауна (СД). “Дауны”, как обидно называют их в просторечье. Кто они? Вовсе не больные, как думают многие. Просто люди с одной лишней хромосомой. С некоторыми нарушениями в интеллектуальном развитии.

По сцене к капитану Копейкину вразвалочку направляется сердитый генерал. Грозно сдвигает брови и выпаливает в лицо Копейкину: “Что вам угодно?!” Всем страшно. В жизни этот генерал, сорокалетний Дима, никогда бы не смог ни на кого закричать. Дома он сочиняет стихи про любовь и одиночество и вообще является воплощением доброты и кротости. Как и все люди с СД.

Ставит спектакль Игорь Неупокоев. В 1984 году он закончил ВГИК. Это его вторая работа с актерами-СД. Как-то в доме отдыха Игорь оказался вместе с несколькими семьями, в которых были дети с синдромом Дауна, и поставил с ними “Дюймовочку”. Играли все - и дети, и родители. Те, кто совсем не мог говорить, играли жуков, рыб, бабочек. Тогда Неупокоев и обратил внимание на особую пластичность этих людей, их удивительную безыскусность. Желание помочь им соединилось с художественным поиском. В результате появилась экспериментальная драматическая мастерская “Театр Простодушных”, в которой стали заниматься дети и взрослые из “Ассоциации Даун Синдром”.

“Театр Простодушных” - это попытка познакомить человека с синдромом Дауна и человека с улицы. Люди увидят других людей. В чем-то менее способных, а в чем-то и более. Ведь актер с СД - не совсем актер. Он не задумывается о перевоплощении, не пытается сделать свой образ правдивым и искренним. Он может плохо говорить или двигаться, но если на сцене такой актер смеется или плачет, то зритель не может не страдать и не радоваться вместе с ним. И пьесу Неупокоев выбрал не случайную. Капитан Копейкин, бедняга-инвалид, одноногий и однорукий. Он надеется получить помощь от государства, за которое пострадал, и сталкивается с безразличием и унижением. В общем, ситуация знакомая.

Самый известный случай успеха актера с синдромом Дауна - случай Паскаля Дюпена, получившего “Оскара” за лучшее исполнение мужской роли в бельгийском фильме “Восьмой день”. А в России в 1994 году Борис Юхананов снял фильм “Неуправляемые ни для кого”, в котором актеры с СД рассказывают и показывают евангельские сюжеты. Люди с нарушением интеллекта могут быть и музыкантами, и художниками, и спортсменами, и актерами. Конечно, если дать им такую возможность.

Работа на репетициях очень своеобразна: люди с СД по психофизическим качествам - “антиактеры”. Они медлительны, часто плохо говорят, не остры в реакциях. Приходится по многу раз объяснять одно и то же движение, фразу. Но недостатки окупаются удивительной выразительностью. Когда капитан Копейкин произносит: “У меня нет денег даже на хлеб!”, он плачет. Плачет Копейкин, плачет простодушный актер, которому жалко Копейкина, плачет зритель, которому жалко обоих. Потому что это правда: денег нет ни у горемыки-капитана, ни у исполнителя.

Искусство ли такой театр? Театр ли вообще? Наверное, да, но какой-то принципиально иной: бесконечно простой и бесхитростный. По словам Неупокоева, это “театр огромного преодоления”. Невероятный труд актеров, их родителей и режиссера останется за кулисами. На сцене появится только пронзительное и необычное художественное действо.

У “Театра Простодушных” есть и противники, которые считают глумлением выпускать таких людей на сцену, на обозрение публики. Но стоит побывать на репетиции и увидеть, с какой радостью играют артисты, становится очевидным - им это нужно и важно.

Репетиция продолжается. Капитана Копейкина соблазняет привлекательная англичанка. Девушка танцует под пение Эллы Фицджеральд. А потом она и Копейкин стоят, взявшись за руки. Они сосредоточенно и очень по-детски смотрят на режиссера. Оба - маленькие и беззащитные.


 
Оставить свой комментарий:

Я не робот.


© «Театр Простодушных», 2004-2009
Интернет-поддержка - КРЕДО-ТЕЛЕКОМ